Главная » Статьи » Организация работ. Обмен опытом » Курский опыт внедрения европейской практики механизации труда на строительной площадке
Рейтинг: 0 / 5 (0)

Курский опыт внедрения европейской практики механизации труда на строительной площадке

Российские кровельные компании, к сожалению, до сих пор в значительной мере отстают от своих европейских коллег по степени автоматизации и механизации работ. В статье рассказывается об опыте внедрения в практику специализированного подъемного крана кровельной компанией из Курска.

 

Наша компания работает на строительном рынке Курской области почти 20 лет, из них последние 6 лет занимается кровельными работами. За эти годы при выполнении работ нам пришлось освоить различные технологии монтажа почти всех типов кровельных материалов (гибкая битумная и цементно-песчаная черепица, рулонная кровельная сталь и металлочерепица, шифер и ондулин и др.). По большей части получалось, что основная доля кровельных работ приходилась на реконструкцию и капитальный ремонт крыш.


А что такое реконструкция или капитальный ремонт крыши? Прежде чем начнутся работы по монтажу новых конструкций или кровельного покрытия необходимо выполнить очень трудоемкие и, как правило, дешёвые работы: демонтаж старого кровельного покрытия, разборку старого основания, уборку всего того, что осталось от слоя утеплителя, и горы мусора, скопившегося за десятилетия эксплуатации здания. Всё это не только надо разобрать на относительно небольшие части, которые могут унести рабочие, но и спустить вниз с перекрытия здания.

Как правило, в нашей стране при выполнении демонтажа крыши используется ручной труд. Степень механизации невелика: отбойные молотки, бензопилы, сабельные пилы… Основными же инструментами являются гвоздодёр, лом, лопата, кувалда, носилки.

При разборке старых крыш образуется колоссальный объём неоднородного строительного мусора: старое кровельное покрытие (металл, шифер, рубероидно-битумные слои), деревянные конструкции, фрагменты цементно-песчяной стяжки, простой насыпной мусор, кирпичный бой. Всё это «богатство» необходимо перенести до мест, где можно организовать спуск на землю, а затем спустить вниз. Как правило, спуск строительного мусора с перекрытия здания осуществляется автомобильным краном или краном типа «Пионер», который устанавливается на самом перекрытии.

Мест, где можно организовать спуск с перекрытия мусора, бывает немного. Поэтому весь мусор, образующийся при демонтажных работах, приходится носить по перекрытию до нескольких десятков метров, в зависимости от размеров здания и количества мест спуска. Практика показала: демонтажные работы могут занимать до 50% всего времени реконструкции крыши.


Подъём на крышу новых строительных и кровельных материалов также является трудозатратной, не требующей высокого профессионализма, работой. Общее время, которое тратится на демонтаж, спуск на землю и подъём новых материалов и конструкций доходит до 70% от общего рабочего времени, затрачиваемого на выполнение всего комплекса кровельных работ.


Так как наша компания в своей деятельности не использует дешёвый труд нелегальных иностранных рабочих (да и с точки зрения безопасности нельзя допускать к работе на высоте необученных рабочих), сложилось так, что один и тот же коллектив специалистов–кровельщиков выполняет весь комплекс работ. Получается, что высокооплачиваемые специалисты должны выполнять низкооплачиваемую работу, следствием чего происходило значительное увеличение затрат, направляемых на оплату труда.


Сталкиваясь на каждом новом объекте с данными проблемами, передо мною, как руководителем компании каждый раз вставал вопрос о внедрении в производство средств механизации, позволяющих кардинально уменьшить объемы применения ручного непрофессионального труда при выполнении кровельных работ.

Что могут предложить отечественные производители подъёмной техники? В результате анализа российского рынка малой механизации и, в первую очередь, - малой подъёмной техники, выяснилось: кроме кранов типа «Пионер» и лёгких консольных лебёдок наши предприятия ничего не выпускают, что было бы предназначено именно для кровельных работ.

Впрочем, с этими лёгкими кранами и лебёдками тоже не всё так просто. Во-первых, их необходимо монтировать на горизонтальной поверхности покрытия здания или крыши. Во-вторых, чем больше грузоподъёмность техники, тем больше ее собственный вес. В-третьих, чтобы ее переместить на другой участок крыши, требуется разобрать, спустить, перевезти, заново поднять и собрать. Это является достаточно затратной производственной операцией. В-четвёртых, для их работы нужно подводить электропитание напряжением 380В. В-пятых, у данной техники малый радиус действия - до 4-5 м от оси механизма.

У лёгких кранов и лебёдок есть только два преимущества: простота конструкции и невысокая цена. Из-за индивидуальности условий и задач, которые приходилось решать на каждом объекте, ничего из данного оборудования нам не подходило.

Какая же существует альтернатива? Только одна – автомобильный кран с длинной стрелой.

Придя к пониманию, что на нашем рынке ничего подходящего найти невозможно, пришлось обратить взгляд на европейский кровельный рынок. Как у них решаются такие задачи?

Узнать это, изучить рынок, позволила поездка в Германию в город Штутгарт на выставку «Dach und Holz» - посетить ее и эффективно провести на ней время стало возможно благодаря членству нашей компании в Национальном Кровельном Союзе. Пройдясь по многочисленным залам экспозиции, сразу стало понятно, насколько огромен разрыв в организации кровельных работ в нашей стране и в Германии, в Европе. То разнообразие специальной техники, средств безопасности, ручного и механизированного инструмента для производства кровельных работ, которое было представлено на выставке, невозможно себе вообразить, пока не увидишь своими глазами и не потрогаешь руками.

Передо мной открылся огромный и до того неизвестный профессиональный мир. Это не только моё мнение, но и всех соотечественников-кровельщиков, с кем пришлось обсуждать увиденное.

Главным открытием выставки стало знакомство с подъёмной техникой для кровельщиков. Она достаточно разнообразна - лифтовые и лестничные подъёмники, прицепные и автомобильные облегчённые краны. К сожалению, вся техника рассчитана на применение в условиях европейского кровельного рынка.

Кровельный рынок Германии, да и всей Европы, в первую очередь представлен невысокими (до 5 этажей) домами со скатными крышами, в подавляющем большинстве покрытыми черепицей. Уклоны крыш большие - от 35? до 60?. Основная доля работ приходится на ремонт крыш и замену кровельного покрытия. Объекты находятся в достаточно плотной застройке.

В отличии от России, на строительном рынке Европы присутствует очень узкая специализация. Кровельные компании здесь - небольшие фирмы или индивидуальные предприниматели, которые выполняют только кровельные работы. В большинстве своём они не способны приобрести мощную и дорогую подъёмную технику. Поэтому хорошо развита услуга аренды техники.

Перечисленными факторами обусловлено развитие малой кровельной механизации. Подъёмные механизмы для кровельщиков, в основном, представлены лестничными подъёмниками, прицепными или установленными на автомобиле среднего класса.

В последнее десятилетие начало развиваться направление прицепных (трейлерных) алюминиевых кранов малой грузоподъёмностью. О них надо рассказать подробнее. После первого знакомства с такой техникой напрашивается один эпитет - «фантастика!».

Кран отличается малым весом (до 4 т), может транспортироваться любым автомобилем. Имеет самоходную ходовую часть, что позволяет ему передвигаться по строительной площадке самостоятельно. Оснащен телескопической стрелой и складывающимся телескопическим гуськом (дает возможность поднимать груз выше 30 м и на 28 м в сторону, а при максимальном удалении - работать с грузом до 250 кг). Бензиновый или дизельный двигатели потребляют до 15 л за смену. Но и это ещё не всё. Кран управляется с дистанционного пульта на расстоянии до 300 м. Последние модели таких кранов могут быстро трансформироваться в подъёмник с люлькой для двух человек.

Вот бы такую технику нам! Многие наши проблемы можно было бы решить!

После близкого знакомства с таким средством механизации, возникает естественное желание - её приобрести. Но тут встаёт первая проблема. На выставке были представлены три производителя данной техники и при кажущихся общих похожих данных они все разные, как люди с разных континентов. У кого кран тот, который нужен нам? Потребовалось подробное изучение технических, сервисных и ценовых характеристик. Неоценимую услугу в этом оказали наши кровельщики - члены НКС, которые также посетили выставку, владели иностранным языком и подарили мне часть своего времени, за что им огромное спасибо.

После тщательного изучения характеристик прицепных кранов и знакомства с их производителями вывод напрашивался однозначный: компания Böcker («Бёккер») – вот лидер среди равных. Это не слоган, это действительно так. Компания «Бёккер», начиная с 1950-х годов, занимается «малой» подъёмной строительной техникой. Рыночная ниша – разработка и производство средств малой подъемной механизации. Руководит компанией Роберт Бёккер, сын основателя бизнеса. Очень профессиональный коллектив инженеров-разработчиков соизмерим с серьёзным проектным институтом. Работает служба сервиса, которая обеспечивает ремонт и обслуживание проданной техники по всему миру. Есть русскоговорящие специалисты, благодаря которым полностью отсутствует языковой барьер. Коллектив компании - как одна семья, искренне стремится создать лучшую технику, предоставить лучший сервис для потребителя. И это не просто слова, это всё я почувствовал с первого знакомства с компанией. Ну и, конечно, - уникальные характеристики прицепного крана, на который я «положил глаз». Всё это вместе и предопределило выбор, который был сделан.

Что же это за такой кран? АНК 30/1300 Böcker – прицепной (трейлерный) алюминиевый кран, технические характеристики которого идеально подходят для решения наших производственных задач. Сегодня, когда кран уже работает на объектах, выгоды его приобретения становятся очевидными. Производительность труда кровельщиков возросла многократно. Вот наглядный пример. Чтобы установить леса вокруг центрального купола церкви раньше мы затратили бы не меньше пяти рабочих дней 4-5 человек. Теперь два человека монтируют подвесные леса при помощи подъёмника–крана за 1,5 дня. Им можно безопасно и с комфортом работать на высоте. Теперь малоинтересная операция по подъему или спуску с крыши тяжести стала увлекательным действием, которое привлекает своей фантастичностью зевак и рабочих других компаний. Наши кровельщики стали популярны на объектах, им это нравится, поднимается их авторитет в глазах коллег, растёт гордость за себя и компанию, в которой они работают.

Наличие в нашей компании крана АНК 30/1300 Böcker позволяет нам сегодня выполнять кровельные работы в труднодоступных местах, выполнение работ в которых было невозможно или очень дорого. Да, можно на это сказать: «Кто мешал вам раньше арендовать автоподъёмник и работать также?». Вот только эксплуатационные расходы АНК 30/1300 почти в 100 раз меньше, чем арендные платежи за автовышку, да и работы мы выполняем порой до 150 км от города. И управлять краном может научиться любой.

О возможности управлять краном любому, мало-мальски разбирающемуся в технике рабочему, надо рассказать отдельно. Уникальность всех продуктов компании «Бёккер», и трейлерных кранов в том числе, состоит именно в том, что с одной стороны - это современная и достаточно сложная техника, управляемая компьютером, а с другой стороны - он прост в управлении и эксплуатации. Системы контроля и безопасности, установленные на кране, не позволят никому даже попытаться выполнить опасные манёвры, сломать кран или создать аварийную ситуацию. Что бы не случилось, - заглох двигатель, сел аккумулятор или ещё какая напасть, - всегда, при любых обстоятельствах можно закончить рабочую операцию, опустить груз или люльку с людьми. Это не кран, это радиоуправляемая игрушка!

Когда было принято решение, что кран «Бёккер» нам нужен, встал вопрос о его приобретении и доставке в Россию, в Курск. Компания наша небольшая, опыта международных операций и импорта сложной техники не было. Как выяснилось, данную технику в Россию ещё ни разу поставляли, поэтому потребовалось произвести её сертификацию для возможности использования в нашей стране. Вопросов было больше чем ответов. На этом этапе неоценимую помощь в приобретении и доставке крана, нам оказала компания из Санкт-Петербурга «УКК АЛТЕС». На кровельном рынке знают эту компанию, как поставщика кровельного оборудования, инструментов и материалов. Но такая поставка и для них была первой. Специалисты «УКК АЛТЕС» справились с нелёгкой задачей: они оказали помощь не только нашей компании в приобретении, растамаживании и доставки крана, но и немецкой стороне в проведении сертификации кранов АНК для российского рынка.

Сейчас вспоминая, как каждая из сторон прилагала максимальные силы для разрешения возникающих непростых вопросов при приобретении крана и его доставки к нам в Курск, можно сказать: кран АНК 30/1300 Böcker – «везучий».

Уже первый опыт применения на объекте показал: такой кран станет для кровельной компании, которая серьёзно и профессионально относится к своей деятельности, «палочкой-выручалочкой». Затраты на его приобретение окупятся быстрее, чем бухгалтерский трёхлетний срок амортизации.

 

 

Вячеслав Волобуев, директор компании «Спецремстрой», Курск

 

Добавить комментарий