Главная » Статьи » Развитие системы нормирования » Мониторинг цен строительных ресурсов в современных условиях
Рейтинг: 5 / 5 (1)

Мониторинг цен строительных ресурсов в современных условиях

16-17 февраля 2017 года в Москве состоялся XI Всероссийский кровельный конгресс. В ходе пленарного заседания в первый день Конгресса с докладом выступили представители АО «Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве» Ирина Вильгельмовна Васильковская и Павел Сергеевич Тюнин. 

 Выступление начала Ирина Вильгельмовна Васильковская, начальник управления ценообразования АО «ЦНС». Она рассказала о концепции реформы Минстроя «400 дней», авторы которой утверждают, что комплекс разработанных экспертами и профессиональным сообществом мер уже в скором времени позволит значительно экономить бюджетные средства, выделяемые на капитальное строительство.

Основную экономию от внедрения новой системы ценообразования можно будет получить за счет повышения достоверности оценки на стадии принятия решения об инвестировании в государственные капитальные вложения в любой форме, от прямых бюджетных расходов до средств внебюджетных фондов, субсидий и субвенций. Для этого планируется существенно расширить номенклатуру объектов, для которых будут утверждены НЦС и НЦКР, и утвердить систему таких сборников по всем отраслям народного хозяйства до конца 2016.

Кроме того, будет создана общероссийская система мониторинга стоимости ресурсов в строительстве, существенно повышающая достоверность сведения о стоимости всех видов строительных материалов, машин и механизмов, кадров, а также создать прозрачную и эффективную систему контроля и персонифицировать ответственность за достоверность данных в составе государственных сметных нормативов. Это значит, что при расчете расходов бюджета начиная с 2017 г. будут применяться современные методы оценки и более точные и корректные данные о стоимости. Это позволит избежать рисков удорожания стоимости объектов на стадии строительства и сократить сроки проектирования. В целом создание полного нормативно-правового поля, определяющего единые правила игры для всех участников инвестиционно-строительного процесса будет носить синергетический эффект. 

С 2018 года отраслевые сметные нормы будут отменены. При работах, финансируемых из федерального бюджета и выполняемых компаниями, более 50% уставного капитала которых принадлежит государству, можно будет использовать исключительно сметные нормы, внесенные в Федеральный реестр. Никаких договорных цен!

Есть вероятность что к 2018 году все отрасли перейдут от федеральных единичных расценок (ФЕР) к государственным элементным сметным нормам (ГЭСН). И если сейчас у кровельного сообщество нет сметных норм на некоторые виды работ, то пока есть время на то, чтобы их разработать!

Далее эксперт АО «ЦНС» Павел Сергеевич Тюнин рассказал о мониторинге цен на строительные материалы, который будет действовать в демо-режиме с сентября 2017 года.

Он рассмотрел отдельные нормативно-правовые акты, вызвавшие изменения в системе ценообразования:

1. Федеральный закон № 369 от 03 июля 2016 г.;

  • Вводит в Градостроительный кодекс понятие ценообразование в строительстве;
  • Устанавливает понятия сметных норм, сметных нормативов и сметных цен;
  • Устанавливает необходимость создания ФГИС «Ценообразование в строительстве»;
  • Устанавливает необходимость формирования правил мониторинга цен строительных ресурсов.

С вводом в действие этого закона изменилась сфера применения всех сметных нормативов. Ранее применение госнормативов было обязательным при использовании средств федерального бюджета, а сейчас в орбиту его действия вовлечена вся бюджетная сфера, включающая и федеральный, и региональный, и муниципальный бюджет, в том числе капремонт многоквартирных домов. Теперь для формирования сметной стоимости необходимо использовать только сметные цены, внесеные в Федеральный реестр и отображенные в Федеральной государственной информационной системе ФГИС.

2. Постановление Правительства Российской Федерации № 1452 от 23 декабря 2016 г.

Устанавливает:

  • Правила предоставления информации о стоимости строительных ресурсов юридическими лицами включенными в перечень таких юридических лиц;
  • Правила формирования вышеуказанного перечня;
  • Правила и сроки предоставления (размещения) информации о стоимости строительных ресурсов;
  • Виды информации предоставляемой юридическими лицами;
  • Обязанность Минстроя России сформировать классификатор строительных ресурсов и утвердить формы предоставления информации.

Перечень юридических лиц формируется на основании классификатора строительных ресурсов посредством системы кодирования (ОКПД2, ОКВЭД2, ТН ВЭД);

Источником информации о ценах на строительные ресурсы будут сами производители или импортеры продукции, к которым будет применен ряд требований, как к источникам информации. Ранее мониторинг цен проводили региональные центры ценообразования, для них источником информации служили и производители, и поставщики, полученный от них массив цен усреднялся и ежеквартально выпускался общий сборник цен. В новом законе цены будут устанавливаться по информации от производителей. Правилами определена обязанность производителей предоставлять информацию о средневзвешенной стоимости, об объемах реализации продукции и о мощности предприятия.

Все предприятия, у которых коды ОКВЭД предполагают производство строительных материалов, попадут в перечень юридических лиц, которые будут обязаны отчитываться по определенным формам.

Виды информации, предоставляемые юридическими лицами:

1. Первичная:

  • Наименование продукции (строительного ресурса) в соответствии с классификатором строительных ресурсов;
  • Средневзвешенная по объему цена продукции на установленную единицу измерения (за отчетный период);
  • Объем реализации продукции за отчетный период.

2. Вторичная

  • Нормативно-технические документы (на первом этапе ссылки);
  • Коды ОКВЭД2;
  • Наименование предприятия и др.
  • Для обособленных подразделений заполняется отдельная форма с указанием фактического адреса расположения обособленного подразделения.

На основе ежеквартальных отчетов производителей Росстатом будет производиться собственная работа. Так что цены будут усредняться дважды - в отчете самого производителя и в отчете Росстата.

Изменился и сам подход в определении сметной стоимости - раньше она складывалась из средней отпускной цены и транспортной составляющей. Сейчас стоимость транспортировки будет учитываться отдельно. Для грамотного выбора производителей необходимо выбрать два производства рядом со своей точкой строительства, и от них посчитать средневзвешенную транспортную составляющую, при этом учитываются не самые близкие, а самые экономически эффективные производства.

Закономерный вопрос, интересовавший, наверное, всех участников Конгресса озвучил А.Ю. Дадченко: «То есть вопросы качества продукции вообще не учитываются в классификаторе цен? Только цена и территориальная доступность?»

На этот вопрос ответила И.В.Васильковская. По ее словам, предполагается, что вся продукция одинаково качественная, если она имеет все разрешительные документы. Плюс в средневзвешенных ценах учитывается и объем реализации продуктов, а у менее качественной продукции, он, скорее всего, будет меньше, и этот факт будет отражен в классификаторе.

Однако, ни для кого не секрет, что два одинаково сертифицированных материала могут катастрофически различаться по потребительским свойствам. Так можно ли внести способы, позволяющие заказчику задавать те или иные параметры качества материала, а не только среднюю цену и эффективность доставки? - раздали вопрос из зала.  

Ирина Вильгельмовна предложила кровельному сообществу составить обращение в Минстрой о включении в классификатор градации продуктов по срокам эксплуатации, которые косвенно указывают на качество продукции.

Дорожная отрасль, например, ввела в классификатор цен параметр жизненного цикла. В результате, сметы на монтаж выросли, а ремонтные сметы снизились в разы, и в сухом остатке строительство дорог стало дешевле. 

 

Добавить комментарий